Йогачарья Мадаван Мунусами – широко известен западному миру, как эксперт в области пранаямы и йога терапевт. Многие из известных преподавателей йоги в России являются его учениками. Доктор Мадаван проходил обучение в медицинском аюрведическом колледже в Ченнаи, и окончил его со степенью бакалавра, имеет диплом Университета Swami Vivekananda Yoga Anusandhana Samsthana, проходил несколько ступеней преподавательских курсов в Шивананда Йога Ашраме. Доктор Мадаван является директором института Вивекананды и ведет частную практику в г. Карур, Индия, штат Тамил Наду. Ежегодно доктор Мадаван дает выездные семинары в России, на одном из которых мне удалось взять у него небольшое интервью.
Доктор Мадаван, подскажите, институт Вивекананды, которым вы руководите является в Индии классическим образованием?
Нет, в названии употребляется слово Институт, но это скорее Йога Центр, в котором преподаются практики по йоге и йога терапии.
А вообще в Индии образование йога-терапевта, является классическим, с дипломом государственного образца?
Да, в Индии есть несколько Университетов, в которых можно получить такое образование. Также в большинстве государственных Университетов сейчас предлагается курс по йога терапии с дипломом на выходе.
С таким дипломом студенты могут работать в государственном медицинском учреждении?
Да, возможно в Государственном Медицинском Учреждении или Госпитале. Также с таким дипломом можно открыть частную практику.
Проводятся ли в вашем йога центре исследования по йога терапии, с экспериментами, референтными группами, публикуются ли научные статьи и где можно посмотреть информацию о данных?
Нет я такого не делаю, я провожу индивидуальную работу с пациентами. Но некоторые институты проводят такую работу. Информацию можно посмотреть на веб-сайте Университета S—VYASA (Swami Vivekananda Yoga Anusandhana Samsthana). Это первый Университет по йоге в Индии, он находиться в Бангалоре, они очень много проводят исследований, которые основаны на медицинских технологиях.
Morarji Desai Institute of Yoga в Дели также проводит исследования. Институт Kaivalyadhama Swami Kuvalayananda в Пуне, и еще один Институт в Калькутте Санда Груз. Эти несколько Институтов занимаются исследованиями.
В Индии часто люди обращаются к йога терапевтам вместо обычных докторов?
Ко мне обращается достаточно много людей с терапевтическими проблемами, но и к обычным докторам ходят часто. Конечно, в сравнении, к йога терапии обращаются меньше пациентов. Но если человек приходит в йога терапию, он вряд ли уже пойдет к обычному врачу, потому что они начинают понимать ценность такого метода лечения.
В своих лекциях вы опираетесь только на классические тексты по йоге. Мы читаем в переводе, что касается Йога Сутр Патанджали, с какими комментариями лучше читать?
К Йога Сутрам написано очень много комментариев, но я рекомендую читать без них. Читая комментарии нельзя понять, о чем речь, необходим процесс самоанализа. Человек должен пропустить это через себя. Когда ты читаешь комментарии, ты пытаешься применить чье-то мнение, но человек должен увидеть это со своей позиции. В этом ничего не правильного. Вы прочитаете один комментарий поймете с одной точки зрения, через некоторое время другой комментарий, и это будет уже совершенно по-другому. Это будет постоянно изменяться.
В Гхеранда Самхита описано 16 асан, в Хатха йога Прадипика 37 асан. Скажите откуда взялось такое количество асан?
Некоторые люди говорят, что есть тексты, описывающие асаны, но мне они не попадались. Я изучаю только классические тексты Хатхаратнавали, Гхеранда Самхита, Шива Самхита, Хатха Йога Прадипика. Безусловно нужно опираться на классические тексты. Практику асан нужно рассматривать не с точки зрения количества выполняемых асан, а с позиции что такое асана, к чему она приводит, и как правильно она должна выполняться. И основываясь на этой идее нужно самому принимать решение что и как делать. В Йога Сутрах есть три сутры по поводу асан, нужно просто понять их. В классических текстах также не упоминается практика Сурья Намаскар, она является более новой.
Расскажите о вашем видении как развивается йога в мире в настоящее время?
Не знаю (смеётся)… Конечно, она коммерциализируется. С одной стороны плюс, что много людей практикует, с другой стороны – это очень разбавленная, поверхностная практика. Но, не смотря на это, йога никогда не теряла и не может потерять свой источник, она основана на истине и существует уже тысячи и тысячи лет, она останется и не перестанет существовать. Возможно, миллион людей идет по пути такой поверхностной практики, но все равно найдутся сто человек, которые практикуют действительно серьезно. Практика йоги основана на истине, и только истина может сохраниться с течением времени, всё остальное исчезнет.
То есть не нужно защищать философскую сторону йоги и критиковать инструкторов, которые делают из йоги только физическую практику, гимнастику, зарядку?
Нет, т.к. они находятся на своем уровне понимания и к ним будут приходить такие же люди.
Но печальная действительность в том, что к таким людям идут на практику сейчас гораздо больше людей, чем на семинар доктора Мадавана…
Да, это не важно (смеется)… Всегда нужно обращать внимание на качество, а не на количество. Если вам 10 человек говорят правильный ответ, а 10 миллионов не правильный, это не значит, что они правы. Так не может быть. Этих 10 человек, которые действительно знают истину не волнует, что думают остальные. Они точно знают, что это есть то, они понимают это очень отчетливо. Представьте тень на воде, может ли вода намочить эту тень? Тень не намокнет.
И последний вопрос, какой совет вы можете дать всем, кто хочет серьезно практиковать йогу и находится в самом начале этого пути?
Кто ищет тот всегда найдет. Старайтесь. Если желание действительно сильное, то все придет.
Жил был человек, он очень хотел познать Бога и получить духовный опыт. Он сидел на берегу реки и бросал камни в воду, не то, чтобы он очень верил в Бога, но люди ведь говорят: «Божественное сознание, Божественное сознание… Как это»?
И пока он сидел и думал об этом, мимо шел йогин. Он был весь такой садху, в пепле, в рудракшах, держал коврик под мышкой (улыбается). Человек увидел его и спросил: «Свами, у меня есть одно сомнение…». «Какое?» — спросил йогин. «Я хочу увидеть Бога, как мне это сделать?» — «Надо постараться». – ответил йогин. «А как нужно стараться?» – не унимался человек. «Нужно сильно стараться». — «А на сколько сильно?» — «Отчаянно, как будто ты испытываешь жажду!» — «А какую жажду?».
Тогда йогин спросил: «А ты умеешь плавать?» — «Нет не умею». – «Пойдем со мной». Йогин завел человека в реку, и когда вода достигла уровня груди, он схватил его за волосы, засунул под воду и удерживал там. Через какое-то время он убрал руку, и тот вынырнул. Прежде всего он глубоко вздохнул (показывает) и был в шоке. Он понял, что такое истинное стремление. «И о чем ты думал, пока был под водой?» — спросил йогин. «Мне настолько хотелось вдохнуть хоть немного воздуха. У меня была только одна мысль в голове-воздух!» — ответил он — «Теперь ты понял, если вот таким образом ты будешь жаждать познать Бога, ты поймешь, что такое самадхи, что такое истина, что такое сознание». Он сказал: «Спасибо, Свами, теперь я понял». И йогин пошел дальше, а человек продолжал стоять у реки и размышлять: «Да, действительно у меня была только одна мысль — о воздухе. А что если я сейчас попробую сделать также, но с мыслью о Боге и не вынырну пока Бог не предстанет передо мной». Зашел в воду и удерживал дыхание насколько хватало сил, продолжая думать о Боге, но в какой-то момент он уже начал терять сознание и практически уже утонул, но в самый последний момент его кто-то вытащил из воды и вынес на берег. И увидел он Бога. И он ничего не мог говорить, а только был очень сильно взволнован.
И он стал кричать в след йогину: «Свами, Свами, спасибо большое». – «А что такое?» — спросил йогин – «Смотри Свами, Бог вот он, здесь! Я его вижу!».
Свами подумал: «Как же так, 10 минут назад он спрашивал меня, что такое Бог, а через 10 минут он уже его познал, как такое возможно? Я занимаюсь тапасом уже 25 лет, по 2 часа дышу пранаяму, столько различных аскез совершаю, и мне еще ничего не удалось. А он это сделал за 10 минут?».
Важно действительно жаждать знаний, но мы не жаждем, у нас очень много других желаний. Мы хотим вкусно кушать, ходить в красивой одежде, хорошую машину, вести комфортный образ жизни, чтобы и это все было и соответственно, чтобы и ум был спокоен и Бога познать хотим. Вот когда мы будем готовы бросить вообще все, тогда все к нам придет. Патанджали говорит о Самадхи и Ишвара Пранидхане, когда вы полностью предадитесь, поймете, что мое тело не принадлежит мне, мой ум не принадлежит мне, все, что я имею – богатство и недвижимость тоже не принадлежат мне. Вот когда будет такое отношение, тогда вы получите этот опыт. А до этого будут только вопросы — когда, где, кто, как, почему?
Все это есть путь и нет ничего не правильного. Кто-то пойдет по прямой, кто-то будет петлять, но пункт назначения один.